Конкурентоспособность продукции АПК, ее виды, показатели и проблемы повышения.
В экономической литературе понятие «конкурентоспособность» определяется как способность продукции, товара и услуг отвечать требованиям рынка. В свою очередь, товары и услуги, обладающие определенными потребительскими свойствами и качественными параметрами, представляют собой концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей страны, фирмы и отдельных товаропроизводителей.
Применительно к хозяйственному субъекту можно сказать, что конкурентоспособность представляет собой возможность эффективной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Эта реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия средств.
Экономические аспекты конкурентоспособности отражаются в двух понятиях: конкурентоспособность отдельного товара, конкурентоспособность фирмы.
Конкурентоспособность товарапредставляет собой совокупность качественных и стоимостных показателей произведенных изделий, обеспечивающих удовлетворение конкретной потребности покупателя (потребителя). Следовательно, на рынке товаров конкурентным является товар, обладающий комплексом потребительских и стоимостных свойств, которые обеспечивают ему коммерческий успех, позволяют быть прибыльно обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену других товаров-аналогов. То есть конкурентоспособными являются только новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.
Данное представление о сущности и содержании понятия “конкурентоспособность” применимо к конкретному рыночному товару сельскохозяйственного назначения.
Конкурентоспособность фирмы зависит от возможностей конкретного товаропроизводителя производить конкурентоспособный товар, потребительские и качественные характеристики которого в сравнении с товарами аналогами определяют его рыночный успех, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Она определяется рядом факторов, важнёйшие из которых — издержки производства, производительность и интенсивность труда которые оказывают влияние на цену и качество изделий.
В процессе функционирования товаропроизводители, объединенные в разного рода компании и фирмы, поставлены перед необходимостью обеспечивать их конкурентоспособность, в том числе и международную. К важнейшим факторам фирменной конкурентоспособности следует отнести: рентабельность производства; характер инновационной деятельности; уровень производительности труда; эффективность стратегического развития и управления фирмой или предприятием; способность адаптироваться и быстро реагировать на меняющиеся условия и требования рынка.
Применительно к сельскохозяйственному производству можно выделить отраслевую внутриотраслевую и межотраслевую конкурентоспособность.
Отраслевая конкурентоспособностьопределяет положение и специализацию стран на мировой арене, складывающуюся в результате международного разделения труда
Внутриотраслевая конкуренция— это форма соперничества между товаропроизводителями одной и той же отрасли за более выгодные условия производства и сбыта товаров
Межотраслевая конкуренцияскладывается между товаропроизводителями разных отраслей.
К числу причин низкой конкурентоспособности продукции АПКследует отнести:
* недостаточный учет базисных условий и возможностей производства продукции АПК;
* отсутствие конкурентной рыночной среды и конкуренции как таковой;
* значительную замкнутость республиканской агросистемы,
* недостаточное количество и высокую стоимость исходных ресурсов для производства продукции;
* недостаточную мотивацию товаропроизводителя в получении продукции для экспорта и другие нерешенные проблемы.
Обобщающим показателем, который характеризует положение страны на мировом рынке, является показатель мировой конкурентоспособностиОн характеризует способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных ее граждан. К числу важнейших факторов, определяющих конкурентоспособность страны, следуем отнести:
* внутренний экономический потенциал;
* внешние экономические связи;
* государственное регулирование;
* кредитно-финансовую систему;
* рыночную инфраструктуру;
* систему управления;
* научно-технический потенциал;
* трудовые ресурсы.
Наиболее сильными сторонами белорусской экономики в плане международной конкуренции являются научно-технический потенциал и трудовые ресурсы, а наиболее слабыми— роль государства в экономике, система управления предприятиями, кредитно-финансовая и налоговая политика.