Структура себестоимости агропромышленной продукции и её тенденции.
Структура себестоимости сельскохозяйственной продукции показывает процентное соотношение отдельных элементов (видов) расходов в общей сумме затрат на производство и реализацию продукции. Различия в структуре себестоимости одинаковых сельскохозяйственных продуктов на разных сельхозпредприятиях отражают различия в уровне ведения хозяйства, технической оснащенности производства, урожайности культур и продуктивности животных, производительность труда и т.д.
Структура себестоимости продукции разных отраслей сельского хозяйства неодинакова. В земледелии основную долю всех затрат на производство составляют стоимость семян и посадочного материала, удобрений и расходы на содержание основных средств, а в животноводстве стоимость кормов и оплата труда.
Изучение тенденций изменения структуры себестоимости в динамике позволяет более качественно управлять затратами, выявлять виды (элементы) затрат, сокращению которых следует уделить первостепенное внимание. Однако необходимо оговориться, что в условиях высоких темпов инфляции, выражающейся в постоянном росте цен на потребляемые в аграрном секторе ресурсы, снижение себестоимости продукции в абсолютном выражении не представляется возможным. Поэтому основная задача деятельности сельскохозяйственных предприятий заключается в недопущении непроизводительных расходов, повсеместной экономии ресурсов.
В структурном отношении все виды агропромышленной продукции подразделяются на более трудоемкие (продукция пропашных и технических культур, овощи открытого грунта), более фондоемкие (продукция зернового хозяйства, животноводческих комплексов промышленного типа) и более материалоемкие (продукция молочного скотоводства, свиноводства и птицеводства, перерабатывающих предприятий). Соответственно различается и структура себестоимости единицы продукции.
В целом же удельный вес оплаты труда в себестоимости большей части сельскохозяйственных продуктов существенно снизился в связи с резким уменьшением уровня оплаты сельских тружеников в переходный к рынку период.