Лесотаксовые разряды
Дифференциация лесных такс внутри отдельных зон вытекает из задачи изъятия у лесозаготовителей дифференциальной ренты. В основу расчета взята стоимость вывозки древесины автомобильными дорогами. Существует следующая шкала разрядов в зависимости от расстояния вывозки:
Расстояние, км ……….. 0—10 10—25 25—40 свыше 40
Лесотаксовые разряды ……. 1 2 3 4
Расстояние вывозки при распределении лесов по лесотаксовым разрядам определяется по фактической протяженности существующих дорог от центра квартала леса (урочища) до ближайших транзитных путей транспорта — до пункта, откуда возможна погрузка древесины на железную дорогу общего пользования или сплав древесины.
Дифференциация такс по разрядам незначительна. Сумма, на которую уменьшаются таксы с первого по четвертый разряд, не может компенсировать увеличения затрат на вывозку древесины с увеличением расстояния.
Сортименты. Дифференциация лесных такс по отдельным сортиментам проведена на основе ценностных коэффициентов, отражающих соотношение оптовых цен отдельных сортиментов. Ценностные коэффициенты деловой древесины разной крупности и разных пород установлены на основе учета различий в выходе главнейших сортиментов при заготовке и переработке этой древесины с учетом степени дефицитности отдельных сортиментов и их народнохозяйственного значения. Ценностные коэффициенты для дров отдельных пород определены по теплотворной способности их древесины.
Породы. При дифференциации лесных такс по породам (или группам пород) учитываются действующие во время составления такс прейскурантные цены на древесину разных пород и технические свойства древесины.
При отпуске леса всем без исключения лесозаготовителям (в том числе и потребителям на местах) из лесов, выделенных в сплавные районы, предусматривается снижение лесных такс на 30%.
При отпуске леса, поврежденного пожарами и насекомыми, а также бурелома, сухостоя и др., т. е. утратившего частично свои технические качества, лесохозяйственное предприятие совместно с районными финансовыми отделами снижает таксы в зависимости от степени потери древесиной технических качеств.
Действующие в настоящее время лесные таксы не лишены недостатков. Так, низкие лесные таксы не могут компенсировать затраты на вывозку древесины из массивов, отстоящих на различных расстояниях от магистральных транспортных путей. Дифференциация лесных такс в зависимости от расстояния вывозки и взимание суммы попенной платы в зависимости от плодородия должны служить инструментом изъятия у лесозаготовительных предприятий дифференциальной ренты по положению и плодородию. Эти функции попенной платы из-за низких лесных такс в лесопромышленной зоне почти не выполняются.
Составители лесных такс исчисляли среднепоясные таксы по следующей формуле:
где О — затраты на лесное хозяйство плюс определенная величина чистого дохода; М — расчетная лесосека; К — дифференциальная рента.
Величина дифференциальной ренты по положению в таксах определяется разностью между транспортными издержками максимально и минимально отдаленной лесосеки .
С увеличением расстояния вывозки уменьшается величина дифференциальной ренты и наоборот.
Задача улучшения лесных такс приобретает особо важное значение после XXV съезда партии, уделившего много внимания усилению рационального использования природных ресурсов.