Пиломатериалы хвойных пород
Предназначаются для использования в народном хозяйстве и для поставки на экспорт. Они применяются в строительстве, мебельном и тарном производствах, сельскохозяйственном машиностроении при строительстве обозов, вагонов, судов, мостов, нефтяных вышек, автостроении и пр.
Для изготовления данных пиломатериалов применяются следующие породы древесины: сосна, ель, пихта, лиственница и кедр. Размеры пиломатериалов зависят от их назначения. В ГОСТ 24454—80 предусмотрено 114 поперечных сечений обрезных пиломатериалов. Толщина и ширина обрезных пиломатериалов при влажности 20 % приведены в табл. 8.
Ширина пласти обрезных пиломатериалов с непараллельными кромками в узком конце должна быть равна: для толщин 16—50 мм не менее 50 мм; для толщин 50—100 мм не менее 60 мм; для толщин 100—300 мм не менее 0,7 толщины.
Ширина узкой пласти необрезных пиломатериалов, измеренная в любом месте его длины, должна быть: для толщин 16— 50 мм не менее 50 мм; для толщин 50—100 мм не менее 60 мм; для толщин 100—300 мм не менее 0,6 толщины.
Пиломатериалы с одной обрезной кромкой и необрезные вырабатываются с градацией по ширине равной 10 мм. Экспортные пиломатериалы вырабатываются следующих поперечных сечений: 63X160; 90×90; 90X125; 50X300; 63X300; 75X300; 100X300 мм. Для платформ грузовых автомобилей пиломатериалы вырабатываются с поперечными сечениями 40×180 и 70X150 мм. Для брусьев нефтяных вышек пиломатериалы имеют следующие поперечные сечения: 400X400; 360X360; 200X400; 180X350; 150X300; 300X300 мм; для мостовых
Размеры обрезных хвойных пиломатериалов
Толщина. мм
|
Ширина, мм
|
||||||||
16
|
75
|
100
|
125
|
150
|
|
|
|
|
|
19
|
75
|
100
|
125
|
150
|
175
|
__
|
. __
|
_
|
_
|
22
|
75
|
100
|
125
|
150
|
175
|
200
|
225
|
_
|
_
|
25
|
75
|
100
|
125
|
150
|
175
|
200
|
225
|
250
|
275
|
32
|
75
|
100
|
125
|
150
|
175
|
200
|
225
|
250
|
275
|
40
|
75
|
100
|
125
|
150
|
175
|
200
|
225
|
250
|
275
|
44
|
75
|
100
|
125
|
150
|
175
|
200
|
225
|
250
|
275
|
50
|
75
|
100
|
125
|
150
|
175
|
200
|
225
|
250
|
275
|
60
|
75
|
100
|
125
|
150
|
175
|
200
|
225
|
250
|
275
|
75
|
75
|
100
|
125
|
150
|
175
|
200
|
225
|
250
|
275
|
100
|
—
|
100
|
125
|
150
|
175
|
200
|
225
|
250
|
275
|
125
|
—
|
—
|
125
|
150
|
175
|
200
|
225
|
250
|
|
150
|
—
|
—
|
—
|
150
|
175
|
200
|
225
|
250
|
_
|
175
|
—
|
—
|
—
|
_
|
175
|
200
|
225
|
250
|
_
|
200
|
—
|
—
|
—
|
_
|
__
|
200
|
225
|
250
|
_
|
250
|
—
|
—
|
—
|
—
|
——
|
|
|
250
|
—
|
брусьев — 200X240; 220X260 мм. Для авто- и вагоностроения пиломатериалы вырабатываются шириной НО и 130 мм.
Длина пиломатериалов для внутреннего рынка и экспорта равна 1—6,5 м с градацией 0,25 м; для изготовления тары 0,5 м и более с градацией 0,1, м; для мостовых брусьев 3,25 м; для экспорта 0,9—6,3 м с градацией 0,3 м. Размеры пиломатериалов всех назначений установлены стандартом при влажности 20 %.
По качеству пиломатериалы разделяются на пять сортов: О (отборный), 1, 2, 3, 4-й, а брусья — на четыре сорта: 1, 2, 3, 4-й. Сорт пиломатериалов устанавливается по порокам древесины, обнаруженным на худшей стороне, за исключением палубных пиломатериалов, сорт которых устанавливается по лучшей пласти. Нормы допускаемых пороков древесины по сортам приведены в ГОСТ 8486—66. Обмер и маркировка пиломатериалов производится по ГОСТ 6564—79. Учитываются пиломатериалы в плотных кубических метрах по ГОСТ 5306—83 и ОСТ 13-24—82.