Разработки Агрофизического научно-исследовательского института (АФИ)
В Агрофизическом научно-исследовательском институте (ГНУ АФИ Россельхозакадемии) созданы и апробированы технологии информационного обеспечения точного земледелия. Некоторые из них будут рассмотрены ниже /78/.
Мобильный автоматизированный комплекс для полевого обследования сельскохозяйственных территорий
Получение информации о вариабельности внутри поля почвенного покрова, состояния растений и их продуктивности, степени поражения вредителями, болезнями и сорняками требует наличия мобильных контактных и дистанционных методов диагностирования, снабженных методическими указаниями по их эксплуатации. Развитие информационных технологий привело к новым эффективным методам хранения и отображения собираемых данных в виде электронных карт. Электронные карты, отображающие пространственное распределение тех или иных параметров сельскохозяйственного поля, являются фундаментальными элементами точного земледелия.
Для этих целей в Агрофизическом НИИ был создан мобильный автоматизированный комплекс, позволяющий проводить полевое обследование почв на современном уровне с использованием последних достижений в области информационных технологий.
Комплекс включает в себя следующие функциональные компоненты:
· движитель;
· автоматический почвенный пробоотборник;
· спутниковая система позиционирования (GPS);
· бортовой компьютер;
· программное обеспечение.
В качестве движителя выбран автомобиль «Нива» как наиболее подходящий по критериям мобильности, а именно по возможности перемещаться на расстояния большие, чем угодья одного хозяйства, а также по грузоподъемности, стоимости и проходимости. При этом, если автомобиль будет оборудован так называемыми шинами «низкого давления», то проходимость его увеличивается в несколько раз.
Автоматический почвенный пробоотборник представляет собой агрегат, смонтированный в качестве навесного оборудования на задней части рамы автомобиля «Нива». Он оснащен двумя почвенными бурами, гидравлической системой и электромотором, работающим от стандартной аккумуляторной батареи автомобиля «Нива». Почвенные пробы берутся на глубину до 25 см. Управление пробоотборником производится с пульта, установленного в кабине автомобиля. Почва собирается в специальный контейнер на пробоотборнике и по окончании отбора объединенной пробы, то есть пробы с одного элементарного участка поля, пересыпается в отдельную маркированную тару.
Спутниковые системы позиционирования на местности давно уже используются в военной области. Возможность использования таких систем в мирных целях появилась относительно недавно. В мире существуют две спутниковых системы позиционирования: американская GPS и российская ГЛОНАСС. Американская система Global Position System (GPS) или точнее, ее космический сегмент, представляет собой созвездие из 24 спутников. Система GPS (официальное название – NAVSTAR) разработана по заказу Министерства обороны США и находится под его управлением, однако в 1980-х годах систему открыли для гражданского использования. Система работает при любых погодных условиях по всему миру 24 часа в сутки. С ее помощью можно с высокой степенью точности определять координаты и скорость движения подвижных объектов. Ни абонентская плата, ни плата за подключение системы GPS не взимается. Все, что нужно для пользования системой – это GPS-приемник.
Российская система глобального позиционирования ГЛОНАСС используется еще мало, так как космическая отрасль России находится в непростом положении и пока не способна постоянно обеспечивать ее работоспособное состояние.
Современные многоканальные GPS-приемники обладают достаточно высокой точностью. Так, 12-канальные GPS-приемники GARMIN отслеживают до 12-ти спутников GPS одновременно, обеспечивая быстрое и уверенное определение местоположения, в том числе в городских условиях или под густыми кронами деревьев. На точность определения местоположения влияет расположение видимых спутников, а также ряд атмосферных и других факторов. В среднем, точность GPS-приемников GARMIN составляет 10…15 м и может быть повышена путем приема дифференциальных поправок. Наиболее перспективные источники дифференциальных поправок – это глобальные дифференциальные подсистемы, передающие поправку к сигналам GPS с геостанционарных спутников. За их использование также не предусмотрено никакой платы. К ним относятся американская система WAAS, европейская EGMOS и японская MSAS. Они улучшают точность определения местоположения GPS-приемниками до 1…3 м. Американская система WAAS уже работает, в настоящее время зона покрытия этой системы – вся территория Северной Америки. Ряд новых моделей GPS-приемников может использовать дифференциальную поправку WAAS при вычислении местоположения без какого-либо дополнительного оборудования. Европейский аналог WAAS – система EGNOS – находится в стадии апробации.
В качестве GPS-приемника был выбран AgGPS-132 фирмы Tpimbie ввиду его многофункциональности, к тому же он специально предназначен для установки на транспортных средствах, обеспечивая субметровый уровень точности в дифференциальном режиме.
AgGPS-132 объединяет воедино приемник GPS сигналов, приемник поправок от морских маяков и приемник поправок от спутникового дифференциального сервиса (Omnistar Rakal), при этом используется единая комбинированная антенна. Такая конфигурация значительно повышает точность (до 0,5 м) и надежность определения места, а также упрощает реализацию дифференциального режима.
При использовании этого прибора в зоне действия морских радиомаяков нет необходимости активизировать подписку Omnistar или Racal, что и было ими использовано.
Приемник AgGPS-132 оборудован встроенным жидкокристаллическим дисплеем и клавиатурой, что обеспечивает простоту настройки и интеграцию в существующие программно-аппаратные комплексы. Питание приемника осуществляется от бортовой сети питания в диапазоне от 10 до 32 вольт постоянного тока, кроме того, питание может осуществляться от аккумуляторных батарей. AgGPS-132 может быть легко настроен для работы с широким спектром оборудования, таким как судовые навигационные комплексы, сейсмические станции, оборудование сельскохозяйственных машин, полевые компьютеры и контроллеры-накопители. Встроенный двухканальный цифровой приемник дифференциальных поправок от морских маяков с низким уровнем внутренних шумов позволяет принимать сигналы маяка на удалении в сотни километров.
Определение местоположения осуществляется с использованием надежных методик дифференциальной обработки, что позволяет приступить к работе через несколько секунд после включения комплекса.
В качестве бортового компьютерапри апробации мобильного комплекса ими использовался компьютер Fujitsu PenCentra 200 планшетного типа. Компьютер соединен с GPS-приемником кабелем стандарта RS-232 для получения текущих координат и оснащен специальным программным обеспечением.
В настоящее время в Агрофизическом НИИ создан и находится в стадии тестирования бортовой компьютер, обеспечивающий процедуру сбора и накопления геоинформационных данных и позволяющий управлять дифференциацией выполнения агротехнологических приемов с привязкой к глобальной системе позиционирования. В качестве платформы для бортового компьютера был выбран одноплатный промышленный высоконадежный компьютер, функционирующий под управлением операционной системы WindowsCES. Выбор платформы обусловлен отсутствием движущихся частей в электронной начинке, что гарантирует высокую надежность и устойчивость к внешним воздействиям.
Для осуществления программно-математического обеспечения работ было приобретено и апробировано программное обеспечение (ПО) SST FieldRover Group, Inc. ПО в связке с GPS является ядром всего комплекса и во многом определяет преимущества нового подхода перед традиционными методами обследования полей, проявляющиеся при использовании мобильного автоматизированного комплекса.
В частности, программное обеспечение бортового компьютера позволяет создавать сразу же на поле электронный контур обследуемого участка, определение точек отбора проб, обеспечивает и навигацию по этим точкам. Предусмотрено также подключение внешних датчиков для непрерывного (сплошного) обследования экспериментальных участков.
Основные стандартные функции ПО:
· создание электронных карт обследуемых полей с использованием объектов «линия», «точка» и «полигон»;
· возможность ведения базы данных с привязкой атрибутов к идентификаторам топографических объектов;
· поддержка функции увеличения/уменьшения карты;
· работа в метрической системе измерения;
· возможность работы с GPS-приемниками, поддерживающими стандарт NMEA0183 через СОМ-порт;
· отображение текущих географических координат;
· возможность навигации в заданную точку;
· возможность отображения длины, расстояний, площади геообъектов;
· работа с несколькими слоями отображения информации;
· поддержка импорта/экспорта данных в формате ESRI®Shapefile и MIF MID;
· работа с растровыми слоями JPG, Img, Geo TIFF;
· наложение на полигон сетки, которая может иметь произвольные размер и ориентацию; при этом каждой ячейке присваивается уникальный идентификатор; ячейка сетки может быть квадратной или прямоугольной, а размер может задаваться как по площади, так и по длине стороны ячейки;
· режим редактирования сетки: ее можно вращать, перемещать, а при выходе из режима редактирования сетка должна быть преобразована в слой точек и слой полигонов;
· отображение текстовых атрибутов полигонов, линий, точек;
· возможность задания неограниченного количества атрибутов для геообъектов;
· возможность создания и отображения легенды для геообъектов на основании атрибутов этих объектов.
Созданный мобильный комплекс позволил в автоматизированном режиме с геоинформационным и навигационным обеспечением в полном объеме осуществлять дискретное полевое обследование полей с заданным шагом (размер элементарного участка). Данные, полученные с помощью этого комплекса, использовались при расчете доз удобрений для реализации соответствующих агроприемов по технологии ТЗ, а также в ходе сравнительного эксперимента с данными, полученными центром агрохимического обслуживания «Ленинградский».
В процессе апробации мобильного комплекса были также отработаны методические вопросы обследования сельскохозяйственных полей и выявлены недостатки и неудобства эксплуатации зарубежного программного обеспечения. Поэтому параллельно с эксплуатацией комплекса был разработан программный модуль сбора и обработки пространственно-ориентированных данных.