Промышленные паровые котлы отечественного производства имеют ряд существенных преимуществ перед импортными, несмотря на современный дизайн и удобные габариты последних. Прежде всего, при необходимости ремонта стоимость запасных частей оригинального производства будет в разы выше, чем российских. При этом следует помнить, что замена комплектующих дешевыми аналогами может привести к выводу котла из строя. Кроме того, импортные котлы очень чувствительны к качеству питательной воды и нестабильности в подаче топлива. Отечественные парогенераторы способны работать на воде низкого качества.

Промышленные паровые котлы могут изготавливаться по индивидуальным проектам с учетом особенностей отечественных нормативов и условий эксплуатации. Возникающие в процесса работы неполадки могут быть устранены при участии специалистов завода-изготовителя.

По виду топлива все паровые котлы могут быть разделены на твердотопливные, газовые и жидкотопливные.

Твердотопливные котлы в качестве основного топлива используют каменный и бурый уголь, антрацит, дрова, торфяные брикеты и пеллеты (спрессованные отходы деревообрабатывающей промышленности и сельского хозяйства). Обычно промышленные паровые котлы на твердом топливе пользуются спросом в угледобывающих регионах и там, где нет подключения к газу. При проектировании и монтаже твердотопливных котельных обязательно нужно учитывать необходимость оборудования топливных складов и систем топливоподачи и золошлакоудаления.

Газовые котлы являются наиболее экономически выгодными, их производительность позволяет окупать стоимость 1 Гкал за очень короткий срок. Они обладают высоким КПД, а также имеют высокую степень экологической безопасности. В газифицированных регионах использования газовых котлов экономически наиболее целесообразно. К тому же, газовые котельные могут быть полностью автоматизированными.

Жидкотопливные котлы работают на дизельных смесях, отработанных маслах и нефти, мазуте. Жидкотопливные промышленные паровые котлы требуют оборудования топливопровода и установки специальных форсунок для подогрева и распыления топлива. Часто жидкое топливо используется в качестве резервного в газовых котлах.